«Аматциемс»: латвийский проект европейского масштаба
Поселок «Аматциемс» уникален не только по меркам Латвии – аналогов ему нет во всей Европе. Чтобы жить здесь, нужно обладать определенным образом мышления – или, как говорит отец-основатель этого проекта и приверженец «зеленой идеи» Айвар Звирбулис, быть «без забора в голове».
Формат «Аматциемса» специфичен: в нем отсутствуют заборы, зато у каждого владельца участка есть водоем. Ставить дома можно только в соответствии с внутренними правилами застройки. Недвижимостью здесь уже владеют люди из разных стран, среди них – представители творческой интеллигенции, бизнесмены. В «Аматциемс» наведываются даже российские миллиардеры.
Ландшафт, а не продажа
Рига и Юрмала – традиционные места концентрации спроса со стороны иностранных покупателей. Но есть и исключения. Одно из них – это поселок «Аматциемс», который располагается в Аматской волости, почти в 80 км от Риги. По латвийским меркам – далеко от столицы. И, кажется, особых предпосылок для популярности нет. Однако «Аматциемс» опровергает привычные стереотипы. Только самим застройщиком здесь ежегодно продается более 20 участков по ценам от 70 до 200 тыс. евро. Вместе с домами стоимость покупок доходит и до 500 тыс. евро. Такими цифрами редко могут похвастать даже латвийские поселки рядом со столицей.
Уникальность «Аматциемса» – в его концепции. Каждый участок в лесном поселке имеет неповторимый ландшафт и как минимум один собственный искусственный водоем. Дома здесь можно размещать только в определенных местах, чтобы они не смотрели в окна друг другу.
«Я сам для себя определил, что продажа участков в «Аматциемсе» и их застройка – это не самоцель, – рассказывает Айвар Звирбулис. – Стараюсь продвигать не столько поселок, сколько зеленую идею проживания на природе. Ландшафтный дизайн доставляет мне огромное удовольствие. Но в «Аматциемсе» мы не увлекаемся стрижкой английских газонов или высаживанием декоративных растений. Мы работаем с естественной средой, первозданной природой, создавая условия для комфортного и в то же время дружелюбного по отношению к лесу проживания. У нас рядом с домами растут грибы и лесные ягоды, в прудах водится рыба. По территории поселка, случается, прогуливаются косули и лисицы. Меня радует то, что все большее число людей едет к нам, а значит, разделяет зеленую идею».
Не только на эмоциях
Недвижимостью в «Аматциемсе» владеет ряд популярных деятелей латвийской культуры. Например, композитор Петерис Васкс. Впрочем, среда поселка становится все более интернациональной – рядом с латышами живут семьи из России, Белоруссии, Великобритании, Италии, Азербайджана, Бельгии, Израиля. Основатель проекта старается не афишировать имена своих клиентов, хотя не без гордости отмечает: нынешним летом собственницей участка в поселке стала одна из самых знаменитых российских актрис Чулпан Хаматова. А с «Аматциемсом» ее познакомила ранее купившая здесь недвижимость известная журналистка Екатерина Гордеева.
К «Аматциемсу» часто присматриваются латвийские и российские бизнесмены. Недавно прилетал на вертолете один из российских миллиардеров, даже зарезервировал участок. «Только мы сами отговорили его покупать, – признается Айвар Звирбулис. – Все же несколько не его формат. Да и остальным жителям поселка все эти вертолеты и охранники создавали бы неудобства. В итоге этот уважаемый мною человек приобрел большое поместье в другом месте Латвии. И мы за него рады».
Подход к продажам у Айвара Звирбулиса и его сотрудников весьма специфичный. Автор этих строк убедился в этом, когда впервые побывал здесь со знакомым россиянином, искавшим себе в Латвии недвижимость. «Посмотрите еще раз! Изучите другие предложения! Не спешите с принятием решения! Подумайте, быть может, вам не подходит наш поселок», – так реагировали продавцы «Аматциемса» на приятные эмоции российских гостей. «Мы действительно хотим, чтобы живущие у нас люди не ошиблись в своем выборе, сделали его осознанно. Тогда они будут счастливы здесь», – поясняет основатель проекта.
Многие российские семьи живут в «Аматциемсе» круглый год. Их главы ведут бизнес из дома (в поселке оптоволоконный интернет), иногда выезжая для контроля дел на места. Дети посещают школы в Цесисе, заодно изучая латышский язык.
Все гениальное – просто
Айвар Звирбулис, или как его чаще называют – Чирис, в прошлом профессиональный спортсмен, занимавшийся спортивным ориентированием. С Аматской волостью он познакомился еще в конце 80-х годов прошлого века, когда приобрел в этих местах дом.
«Я жил в Риге, но решил подыскать для супруги и ребенка более тихое и спокойное жилье, – вспоминает он, – Из-за своих спортивных занятий много времени проводил в лесу. И во время тренировок часто ловил себя на размышлениях о том, почему современные люди не живут здесь? Основной мой бизнес – типография – располагался в Цесисе. Я специально искал место поближе к этому городку. Главные критерии? Красивая местность, лес, чтобы недалеко была хорошая дорога и электричество. Остановил выбор на доме рядом с Аматой».
Последующее десятилетие предприниматель был сосредоточен на печатном бизнесе. Дела шли хорошо, поэтому владения пополнились участком площадью свыше трех гектаров. Однако в 1998 году Россия, которая обеспечивала треть оборота типографии, переживала кризис. Целый год Чирис буквально жил на работе, пытаясь спасти бизнес. Стресс, микроинфаркт. Чтобы не доводить ситуацию до критической, бизнесмен решил продать типографию. Успешно проведя сделку, он полностью осел в Аматской волости. Здесь, в естественной природной среде, пошатнувшееся здоровье стало приходить в порядок, пришло внутреннее спокойствие. Отойдя от переживаний, Чирис начал думать, чем заняться дальше.
«Как-то попал в Цесисский музей и увидел фотографию местного замка, датированную 1903 годом. Сегодня его окружает парк с прудами, а на том снимке были лишь руины, голое место. Подумал и о том, что столетиями атрибутом престижности латвийского поместья считалось наличие водоема. Несмотря на то что в 300 метрах от моих владений находилось озеро, решил вырыть прудик прямо у своего дома. Исключительно для себя. Это было летом 2000 года», – продолжает рассказ собеседник.
Выкопал первый пруд. Затем второй, третий. Хаотично, без каких-либо мыслей о поселке. Копал там, где могла появиться вода. Стал потихонечку заниматься ландшафтом, без кардинального изменения пейзажа. Выработанную землю свозил в одно место, так вырос внушительный холм.
В 2003 году погостить к Айвару Звирбулису приехал знакомый депутат парламента Латвии. С ним была архитектор из Швеции. Место ей очень понравилось. В разговоре архитектор сказала Чирису: «Не хочешь ли ты поставить дом за тем бугорком? Его почти не будет видно из твоего дома. Думаю, быстро продашь. А если нет, то я приеду и куплю». Решил рискнуть – построил дом. И действительно, быстро продал – родственнице, жившей с супругом в Дубае. Тогда и появились мысли о проекте поселка, дома которого были бы вписаны в местный ландшафт, не мешали бы соседям и имели бы собственные водоемы. Ну и, разумеется, комфорт проживания.
«Я скупил соседние земли – более 100 гектаров – и начал нарезать их на участки по гектару. – рассказывает предприниматель. – Помню, как ходил со своими помощниками по глинистой земле в резиновых сапогах и решал, где будет располагаться пруд, как пойдут коммуникации. Скажу честно, тогда у меня не было ни малейшего представления о том, сколько это стóит, какой будет объем работ. Первые участки под застройку начал продавать по 3 лата за кв. м. Это оказалось гораздо ниже себестоимости. Только подвод коммуникаций в поселок обходится в 10-12 евро на кв. м. А у меня – лесная территория, необходимость закольцевать коммуникации, плюс работы по изменению рельефа! Однако торговать дороже тогда нельзя было – никто бы не купил. Поэтому развивался себе в минус, благо собственные средства на начальном этапе делать это позволяли».
Спасибо президенту
Банки, в которые Чирис обращался за кредитами, смотрели на его затею с «зеленым» поселком, прилично удаленным от Риги, с иронией. Первый, кто поверил в серьезность, затеи оказался нынешний президент Латвии, а тогда глава Unibanka (ныне SEB) Андрис Берзиньш. Он согласился выделить кредит на реализацию проекта, если Чирису удастся продать 10 участков. Тот продал 12, а среди покупателей оказались такие известные игроки латвийского рынка недвижимости, как Алдис Озолс или, например, руководство компании Arco Real Estaste. Они поверили в инвестиционную привлекательность проекта.
«Собирался ввести в поселке названия улиц и пронумеровать дома. Но один из покупателей возмутился: «Какие улицы?! Какие номера домов?! Этого нам и в Риге хватает!» Благодаря чему каждый участок получил собственное название», – улыбается владелец «Аматциемса».
Старт был дан. Идея цивилизованной жизни в лесу стала обретать своих последователей.
Новый этап
В 2012 году в «Аматциемсе» было продано чуть более 20 участков, десяток сделок зафиксирован и в первой половине 2013-го. Таким образом, все 130 участков первой очереди поселка реализованы. Есть, правда, рынок вторичной продажи, на котором инвесторы совершают еще порядка десяти сделок в год. Сейчас ведется развитие новой очереди – чуть более 20 участков, три из которых застраиваются. Еще на 30 подводят коммуникации и ведут ландшафтные работы.
Общая площадь новых территорий, на которых будет развиваться проект, – около 200 га. Но если раньше нарезать их старались по гектару, то сейчас снизили до 3-4 тыс. кв. м: новшество диктует спрос со стороны европейских покупателей.
Вся канализация в первой очереди поселка, несмотря на более чем 55-метровый перепад высот участков, уходит самотеком. А все пруды в поселке соединены между собой так, чтобы они не могли разливаться в период сильных дождей или поднятия грунтовых вод. В профессиональных знаниях по рытью искусственных прудов Чирису, похоже, в Латвии нет равных. На его счету уже сотни водоемов. Лишь в трех случаях уровень воды в прудах не удержался на запланированной отметке.
Требования к строящимся в «Аматциемсе» домам зафиксированы в плане развития Аматской волости. Все строения должны быть в едином стиле, а потому проекты согласовываются с главным архитектором Аматского края. Большинство имеющейся застройки – это срубы и деревянно-каркасные дома (последние, кстати, производит принадлежащее Чирису предприятие), обычно – с волновыми крышами из камыша, деревянных дощечек или черепицы. Главное требование – чтобы дома вписывались в ландшафт.
«Конечно же, стараемся быть гибкими: появляются молодые покупатели у которых свое видение архитектуры. В результате у нас есть дом в стиле кубизма, который шикарно вписался в ландшафт. Его проектировал голландский архитектор. Сейчас вот строится еще одно произведение искусства – круглый дом. Покупатели участков часто привлекают известных архитекторов – например, таких как Андис Силис. Мы убедились, что те люди, которые приобретают у нас землю, не способны строить себе дома из силикатного кирпича. Они возводят дома своей мечты», – рассказывает руководитель отдела продаж «Аматциемса» Анита Зембаха.
«Лучшие продажи в поселке еще впереди, они будут лет через десять, тогда он приобретет более завершенный вид, – уверен Айвар Звирбулис, – Ведь строить в лесу, делать искусственные водоемы и решать ландшафтные вопросы очень сложно. За прошедшие годы уже перенесли или посадили заново более десяти тысяч деревьев. То, как они вырастут, я может сам и не увижу. Это увидят мои дети и внуки. Поэтому и думаю не столько о продажах, сколько о том, чтобы сделать достойный продукт. Идея жизни на природе набирает свою популярность. Меняется мышление людей: они мечтают о жизни в спокойной и экологичной среде. Боюсь, что мой проект долго будет оставаться уникальным, хотя я был бы рад, если бы появились конкуренты, продвигающие зеленую идею. Тогда в мире все больше узнавали бы о Латвии – стране, в которой есть экологические проекты, хорошая еда и красивая природа».
Роман Голубев
24.09.2013 16:35 | Источник БН.ру
Фото: предоставлено проектом «Аматциемс»
- Свежее
- Популярное
- Обсуждаемое